Музыка и реклама в супермаркетах и торговых центрах

Бесплатная музыка - дороже


Директор одного из московских кафе на активе работников малого бизнеса поднял вопрос, - почему за музыку, звучащую в обеденном зале, надо платить, как этого требуют с недавних пор сотрудники РАО? Ответить на вопрос мы попросили заместителя генерального директора Российского авторского общества (РАО) Олега ПАТРИНА.

В августе 2008 года государство наделило РАО законным правом собирать вознаграждение за публичное исполнение музыкальных произведений в пользу их авторов. Сегодня в России РАО - единственная организация, которая имеет право осуществлять такую деятельность. Основная задача РАО - управлять правами авторов на коллективной основе. Более 25 тысяч российских авторов и иных правообладателей, в число которых входят музыкальные издательства, а также иностранные авторско-правовые организации из 67 стран мира, полномочия на управление правами на свои произведения передали РАО.

Любому пользователю, в том числе и предприятиям торговли, общественного питания, сферы услуг и т.п. необходимо заключить договор с РАО, чтобы получить право публичного исполнения любой отечественной и (или) зарубежной музыки (<вживую> или с помощью технических средств). Без договора такое исполнение будет пиратским, незаконным.



Как формируется цена, прописанная в лицензионном договоре между РАО и предприятием потребительского рынка?



На предприятиях общепита ставка авторского вознаграждения зависит, во-первых, от количества посадочных мест, во-вторых, от типа предприятия. Столовые-закусочные, бары и кафе, рестораны разделены на три ценовые категории, с наиболее высокой ставкой для ресторанов. Внутри каждой ценовой категории ставка вознаграждения определяется в зависимости от количества посадочных мест - до 20 мест и более 20 мест. Например, в кафе на 30 мест ставка составит 52 рубля - это, полагающаяся к выплате ежемесячная сумма вознаграждения за 1 посадочное место. Соответственно, в месяц кафе должно заплатить 1560 рублей. За эти деньги пользователь может использовать любую музыку. Ставка немного увеличивается во всех случаях, если в помещении пользователя выступают исполнители (<живая> музыка).

В целом РАО применяет в отношении пользователей гибкий подход, если предприятие меньше, то оно и платит меньше.

При определении ставки вознаграждения РАО применяет региональный (дающий право на скидку) коэффициент для регионов, который зависит от числа жителей в населенном пункте. Если это город с населением от 1 до 2 млн., то региональный коэффициент - 0,9. Если населения менее 1 тысячи, то коэффициент - 0,4. Например, для кафе, работающего в таком населенном пункте,, ежемесячная ставка составила бы не 1560, а 624 рубля.

Есть сетевой коэффициент. Если в сети (магазинов, кафе (ресторанов) и т.д.) до 20 предприятий, то сетевой коэффициент 0,95. Если от 21 до 50, то коэффициент 0,9. Если от 51 до 100, то коэффициент 0,85.

Для предприятий торговли ставка вознаграждения зависит от озвучиваемой площади. (Если площадь магазина или торгового павильона до 100 кв. м, то ставка - 500 рублей, если от 101 до 300 кв. м, то ставка - 500 рублей плюс 4 рубля за каждый 1 кв. м свыше 100 кв. м. Для магазина площадью 300 кв.м сумма вознаграждения в месяц составляет 1300 рублей. Если речь идет о маленькой торговой палатке, киоске, то ставка - 500 рублей. Если музыка звучит на автозаправочных станциях, то ставка составит 2500 рублей за каждую станцию.

РАО использует стимулирующие коэффициенты для тех пользователей, кто ориентирован на цивилизованное ведение дела и экономит свое и чужое время. Если пользователь подписывает договор в течение 10 рабочих дней, то он получает 10% скидку к ставке вознаграждения. Если договор заключается в срок до 5 дней, то пользователь получает 15% скидку. То есть, пришел в РАО, получил информацию и необходимые документы и - время пошло.



Какая ситуация по заключению договоров с РАО сложилась на потребительском рынке Москвы?



Из рестораторов менее 5% заключили с РАО лицензионные договоры. К сожалению, многие просто не знают, что должны это сделать. А многие знают, но не хотят платить. Правообладатель имеет право требовать компенсацию за каждый случай пиратского использования своей собственности. Размер этой компенсации установлен законом и начинается от 10 тысяч рублей за разовое допущенное нарушение. Даже если брать по минимуму, то за 10 пиратских исполнений музыкальных произведений разных авторов за вечер, магазин или ресторан должен будет выплатить 100 тысяч рублей. И в этом случае у пользователя будет только два варианта - заплатить или закрываться. Такие случаи уже есть, сумма компенсации для ряда незаконопослушных пользователей оказывается неподъемной и их руководители просят рассрочку. Не лучше ли заплатить положенные тысячу-полторы рублей по договору с РАО и на законной основе работать? Практически все суды РАО выигрывает. РАО очень не любит использовать силовые методы, но при необходимости к нашей работе подключаются милиция, прокуратура, судебные органы. В крайних случаях заводятся уголовные дела.

В ходе переговоров с пользователями, а также в повседневной деятельности сотрудники РАО действуют в строгом соответствии с законом. Закон в своей ныне действующей редакции действует более двух лет , отдельные его нормы нуждаются в доработке. Например, РАО обратилось с инициативой в Государственную Думу - о внесении изменений в Гражданский кодекс, которые исключили бы необходимость выплаты вознаграждения при проведении мероприятий по празднованию государственных праздников в целом и, особенно, Дня Победы.

Но, потребительский рынок для нас проблемная территория, работу на которой мы будем усиливать. В целом же, результаты работы РАО вполне весомы. По итогам работы в 2008 году сборы авторского вознаграждения достигли 2,2 млрд. рублей, что на 40,5% больше по сравнению с предыдущим годом. В 2009 году коллективу РАО удалось сохранить рост сбора авторского вознаграждения, несмотря на экономический кризис. Сборы вознаграждения составили 2,777 млрд. рублей, что на 28,6% больше, чем в 2008-м. Вывод: в стране стало больше цивилизованных пользователей. В Германии общество GEMA в год собирает почти 450 млн евро.Авторская организация Великобритании PRS - около 350 евро. Разрыв с Россией большой, но у нас огромная перспектива. Представители РАО есть почти во всех крупных городах России. Они информируют пользователей, осуществляют рассылку сведений о РАО, проводят специальные семинары. Как правило, крупные предприятия договор с РАО заключают, понимая, что намного выгоднее исполнять закон, чем платить сотни тысяч рублей по компенсации. С малыми предприятиями сложнее, их руководители, зачастую, ищут десятки отговорок, пытаются все соотнести с их небольшими доходами Мы объясняем руководителям малого бизнеса, что значит интеллектуальная собственность, что она также подлежит охране и защите как и любая другая. Если в помещении бара, ресторана или магазина звучит приятная музыка, то покупатель в магазине задерживается дольше запланированного времени, сумма чека посетителя увеличивается, - об этом говорят маркетинговые исследования. Насколько этот фактор эффективен в конкретных предприятиях, решать их руководителям. РАО же предлагает только одно. Используете в своей деятельности музыкальные произведения, хорошо, но, пожалуйста, используйте их только в соответствии с законом: заключите с РАО договор, заплатите авторам и продолжайте создавать клиентам и посетителям хорошую, благожелательную атмосферу в своем заведении. РАО приглашает всех руководителей МБ самим обратиться к нам и за 5-10 дней заключить лицензионный договор и воспользоваться всеми теми преимуществами, которые предоставляет РАО законопослушным пользователям.



Сергей КОРШУНОВ, "Торговая газета"